КИНЕМАТОГРАФИСТАМ, ПОДАВАВШИМ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ
НЕ ЧОКАЯСЬ
У современного российского кино много грехов: безликость, доведённая до неотличимости; эстетизация пошлости и насилия; отсутствие положительного героя; принципиальное нежелание и неумение поднимать и говорить о сложных, немеркантильных темах.
Но самый главный – заигрывание с быдлом.
Возведение его в отдельный класс. Придание статусности. Упоение эстетикой быдла. Закрепления её как нормальности.
Быдло обнаруживается, вытаскивается на свет и делается главным героем, в независимости от эпохи и жанра. Быдло хамит – значит комедия. Быдло гневается – боевик. Быдлу страшно – ужасы. Быдло мечтает о продолжении рода – мелодрама. Любому историческому персонажу также обязательно придаются черты быдла – для приближения к народу. То, что «народ», как минимум разнообразен, в расчёт принципиально не принимается. Будь то средневековый князь, дворянин 19 века, менеджер нулевых или советский следак - он должен вести себя как быдло.
Эта модель поведения, так же как политические пристрастия преподносятся как выбор абсолютного и монолитного большинства. Хочешь быть со всеми – веди себя как быдло. Используй как минимум необходимые маркеры, яркие аксессуары. От тебя должно хотя бы немножечко пахнуть быдлом. Чтобы обнюхав, признали своим, не задвинули, не загрызли. Принципиальное отличие от «чернухи девяностых» в том, что быдло стало не просто главным героем, а перестало быть героем отрицательным, со знаком минус. Теперь это новая норма.
Это неудивительно и объяснимо. Помимо «неофициального» (а возможно и вполне официального) заказа, это, в первую очередь, продолжение автора. Чем бы не занимался автор, как бы не хотел вылезти из собственной шкуры, каким бы ресурсом не обладал, всё что он в конце концов может, это транслировать собственное мышление.
А дальше - рыбак рыбака.
С ними понятно.
Обиднее за тех, кто когда-то подавал «большие надежды».
кадр из фильма "Старое и новое" (1929)